Сызрань

Музей

Портал правовой информации

История города Сызрани

Вид города Сызрани с приезда к Северо-ВостокуСызрань была основана в 1683 году как небольшая крепость. Заслуга освоения этих земель до строи­тельства крепости принадлежит беглым вольным людям, основав­шим здесь в 16 веке казацкую воль­ницу. Главными занятиями казаков являлись рыбная ловля и охота. «Интересовались» они и купечески­ми караванами, проходившими по Волге. Именно это послужило причи­ной разгрома казацкой вольницы пра­вительственными войсками и началом государева строительства.

Отцом-основателем Сызрани стал князь Григорий Афанасьевич Козловский. Указом царей Иоанна и Петра Алексеевичей ему было предписано в указан­ном месте строить крепость. Имя ей пошло от назва­ния реки Сызрани, на высоком обрывистом берегу кото­рой в месте впадения в Волгу и была возведена крепость. Воевода Козловский имел немалый боевой и фортификационный опыт, поэтому выбрал для посе­ления весьма выгодное в военно-стратегическом отно­шении место. Правда, из истории известно, что Сызранская крепость лишь однажды была использована по назначению - в борьбе против восставших кре­стьян под предводительством Емельяна Пугачева. Сызрань долго, почти до начала 19 века, оставалась небольшим городом с населением около 5 тысяч чело­век.улица Большая (Советская) Но ее торговая значимость придавала поселению особый вес. Настолько, что некоторое время, с 1765 по 1780 год, она была центром уезда и имела в своем составе более заштатную тогда Самару.

Именно к 1780 году Сызрань окончательно утратила значение крепости. Но одновременно стала значительным торговым центром Среднего Поволжья. В ознамено­вание развитой торговли скотом Екатерина Великая утвердила для Сызрани герб - быка на золотом поле. А централизация капиталов и хлебной торговли выве­ла город на четвертое место в стране по выработке зерна.

Статус Сызрани как торгового города еще более укрепился со строи­тельством железной дороги в 1874 году. Она предназначалась для выво­за хлеба в западные губернии Рос­сии. Более прочным связям с восточ­ными губерниями препятствовала Волга, через которую существовала лишь паромная железнодорожная переправа, что заметно ограничива­ло пропускную способность. Поэто­му было принято высочайшее решение строить мост через Волгу. Александровский мост через Волгу

Он до настоящего времени носит название Александровского - в честь 25-летия царствования Александра II. Его строительство продолжалось 4 года, и было закончено в1880 году. По тому времени мост относился к числу самых крупных инженерных сооружений и самых, к тому же, протяженных - полто­ры версты. По общей длине он долго занимал первое место в Европе и шестое - в мире. Строительство Александровского моста привело к раз­мещению в городе многочисленных воинских частей. А в годы русско-японской войны здесь был образован сборный пункт, где в июне 1904 года российский импе­ратор Николай II воодушевлял войска перед отправ­кой на Дальний Восток.

Следующий визит главы государства в Сызрань состоялся почти через сто лет.  Президент Владимир Путин на короткое время заглянул в наш город во время визита в Самарскую область в 2000 году.

Визит императора Николая IIВскоре после посещения Сызрани Николаем II город едва не исчез с лица земли в результате чудовищного пожара. 5 июля 1906 года в течение 3-4 часов дере­вянная Сызрань выгорела почти полностью. Огонь уничтожил 3,5 тысячи домов, а число жертв среди населения так и не было достоверно установлено: люди гибли целыми семьями и кварталами. Но город возродился, став к настоящему времени круп­ным промышленным центром и узлом нескольких железнодорожных и автомобильных дорог.

7 декабря 2012 г.
Дата изменения: 19 января 2015 г.