Администрация города Сызрань

Музей

Pravo.gov.ru

Интервью с председателем Комитета по местному самоуправлению Думы городского округа Сызрань, депутатом П.М.ЮРАСОВЫМ

«Правила работы диктует закон»

Время, в которое мы живем, изменяется очень стремительно. Одни традиции и формы работы отмирают, другие становятся тормозом развития общества, третьи, только возникнув, заменяют собой ушедшие. Совсем немного времени прошло с тех пор, как в Сызрани произошло разделение ветвей власти. Всего созыв назад у главы города был заместитель по работе с Думой, а сам глава являлся одновременно председателем представительного органа.

Впрочем, и сейчас еще, переживая очередные сложности быта, люди недоумевают и возмущаются: «И куда только власть смотрит?» Они отождествляют при этом две функционально различные структуры: исполнительную и представительную. И, жалуясь в Думу на отсутствие воды в кране или разбитые дороги, жители, в общем-то, обращаются не по адресу. У Думы в подчинении нет никаких служб, которые она или депутаты могли бы направить на устранение непорядка. Но не все так просто. И в этом «непросто» мы постараемся сегодня разобраться с помощью председателя Комитета по местному самоуправлению Думы городского округа, депутата П.М.ЮРАСОВА.

-Петр Михайлович, как все-таки, каким образом депутат служит тем, кто его избрал?

-Мне кажется, очень хорошо об этом сказал на днях в прямом эфире областного телевидения депутат самарской городской Думы Виталий Ильин: советом, поддержкой и помощью. Я предельно сокращаю его ответ, но суть именно такова. Правда, помощь эта не с лопатой или отбойным молотком в руках, не во главе бригады сантехников или дорожников. Она заключается в четком знании: кто, как, и каким образом должен делать ту или иную работу, чтобы население не испытывало неудобств. Конечно, депутат примет и личное участие в работе над жалобой или обращением, но его обязанности по избранной должности иные. Основной его задачей является разработка нормативных актов, которые регулируют любую деятельность на территории городского округа. Как раз для того, чтобы у людей не возникало оснований для жалоб и недовольства.

-С ваших слов получается, что нормотворческой деятельностью должен заниматься каждый депутат. А Комитет по местному самоуправлению – один, и в его состав входит семь депутатов из двадцати пяти.

-Совершенно верно, каждый. И, я добавлю, каждый комитет по своему направлению деятельности тоже обязан заниматься нормотворчеством. До нынешнего созыва в составе Думы был комитет по нормотворчеству, и это некоторым образом даже юридически было неверно: формально ущемляло права законодательной инициативы депутатов в составе других комитетов. Новые требования к работе на уровне муниципального образования предъявлял и федеральный закон о местном самоуправлении. Надо было следовать требованию времени. Так в составе Думы появился Комитет по местному самоуправлению.

Это было логичное и единственно верное решение. Вертикаль представительной власти сейчас выстраивается четко и определенно. Федеральный закон №131 закладывает основные принципы местного самоуправления. Законы и нормативные акты Самарской губернии регулируют наиболее важные, относящиеся к их компетенции в рамках области вопросы. Все остальное должны регулировать представительные органы власти отдельных территорий - своими правовыми актами. В этой иерархии у комитетов Думы своя ниша – нормотворчество в пределах отдельных вопросов и направлений деятельности: городского хозяйства, социальной защиты, обеспечения безопасности, расходования бюджетных средств муниципалитета, контроля за деятельностью органов местного самоуправления

-Можно ли сказать, что задачи Комитета по местному самоуправлению в четвертом созыве усложнились?

-В определенной степени, да. В первую очередь, их стало больше хотя бы потому, что нам делегировано значительно больше прав, чем прежде. За первое полугодие Дума приняла 33 разработанных только в нашем комитете правовых акта. А их надо еще больше. Отрегулирована лишь незначительная часть правового поля. Решения Думы в условиях обновленного федерального законодательства – очень сложная отрасль правотворчества. Депутаты осознают, что необходимо в сжатые сроки принять большое количество решений по всем сферам деятельности местного самоуправления. И так, чтобы наши решения полностью соответствовали требованиям действующего законодательства.

Как председатель комитета, я вижу еще две составляющие этой задачи. Наши решения должны очень четко и грамотно регламентировать деятельность всех городских сфер и служб, не ограничивая их инициативы и свободы развития. С другой стороны, работа комитета должна быть направлена и на то, чтобы облегчить своим коллегам нормотворческую работу в других комитетах Думы по их направлениям.

В Сызранской Думе сложился и существует определенный порядок выработки решений, который позволяет учесть мнения и интересы всех заинтересованных сторон. Никакой личной самодеятельности нет и быть не может. Тот или иной вопрос, как правило, обсуждается на заседании одного или нескольких комитетов с приглашением руководителей городских служб и представителей общественности. Высказать свое мнение имеет право любой из присутствующих, особенно если обсуждение проводится в режиме публичных слушаний. Председатель комитета дополнительно обеспечивает заключение специалистов, согласование служб, проведение консультаций по каждому конкретному вопросу. Только после этого он может быть вынесен на Думу, а принятый на ней нормативно-правовой акт направляется на подписание главе города. Вступает он в силу после обязательной официальной публикации. Процесс продолжительный, но необходимый, если мы хотим принять действительно выверенный правовой документ и не заниматься потом рассмотрением протестов прокурора.

-И все-таки, Петр Михайлович, жители города порой высказываются, недоумевают по поводу решений, принимаемых Думой. В частности, о границах ТОСов… Дескать, зачем это надо? «Пограничных» конфликтов между КТОСами никогда не было. Зато есть куда более значимые городские проблемы.

-Я уже говорил о том, что мы смогли отрегулировать очень незначительную часть муниципального правового поля. Работа лишь начата. Что же касается КТОСов, давайте на этом и попробуем разобраться, что важно, а что нет. Начнем с банального бытового

примера: чтобы получить урожай, грядку надо удобрять и поливать. КТОСы, коль их создали как связующее звено между органами исполнительной власти и населением (и из населения же), тоже требуют внимания. У нас на первых порах опыт их работы обобщали и распространяли в других территориях, проводили планерки и семинары. Потом забыли спрашивать даже об отчетах и выборах. Неизбежно начались злоупотребления. Как раз на этих порах Думе пришлось вмешаться, чтобы напомнить о необходимости соблюдать Положение о ТОСах, принятое прежними созывами Думы на муниципальном уровне, и Уставы, в соответствии с которыми каждый КТОС организует свою работу по месту жительства. Ведь даже творческие союзы и объединения регистрируются и работают на основании устава. К сожалению, должного уважения к этому документу и необходимости следовать ему в повседневной работе, восстановить пока не удалось.

В городе периодически муссируется «вмешательство Думы» в дела КТОСов. Давайте исходить из того, что орган территориального общественного самоуправления, его руководитель, актив призваны представлять и защищать интересы граждан, проживающих на определенной территории перед любыми городскими службами вплоть до суда. Каким образом может сделать это организация, где руководитель самоназначился или «остался» на новый срок без выборов, где забыли об уставе, не знают границ территории? То есть речь опять идет о правовых полномочиях и правовом поле деятельности. Поэтому, скорее всего, принятые в последнее время Думой положение о порядке регистрации устава территориального общественного самоуправления и решение о границах территорий – не последние правовые документы, которые будут касаться КТОСов.

-А во что еще Комитету по местному самоуправлению приходится «вмешиваться»?

-Приводили в соответствие с федеральным и областным законодательством положение о ежемесячной денежной выплате на оплату проезда в городском общественном транспорте, о муниципальном заказе городского округа Сызрань, об аренде муниципального имущества, о правилах предоставления малоимущим гражданам жилья по договору социального найма. Любое отступление от законодательства в этих вопросах чревато нарушением прав сразу большого числа горожан. Мы, например, категорически не имеем права не учесть изменений социальных норм площади жилья или требований законодательства к аренде муниципального имущества.

-Грубо говоря, ваш комитет устанавливает законные «правила игры». А как в новых условиях осуществляется деятельность по нормотворчеству внутри комитета и его депутатов?

-На протяжении всего первого полугодия наш комитет вел нормотворческую работу, которая регламентирует порядок работы депутатов и Думы в целом. Принято четыре решения по проекту положения о статусе депутата, три – о регламенте Думы, обсудили проект положения о депутатской этике. Регламент и положение о депутатской этике уже начали действовать. Работаем над приведением правовых актов Думы в соответствие с Уставом города. Над ним, кстати, тоже продолжаем работу в виде внесения изменений и дополнений.. В основе своей – это и есть документы, которые определяют общий порядок деятельности, процедуру и основные правила работы Думы, каждого из ее комитетов и депутатов. Даже по количеству принятых решений видно, что в первую очередь дисциплинировали себя, с себя начинали.

-А на каком основании занимаетесь структурой Администрации?

-Здесь тоже нет никакого самоуправства. Это предписано законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ему и следуем в своем интересе к тому, как организована и функционирует исполнительная власть в городе. Изучение структуры Администрации и положений о комитетах и управлениях идет по всем комитетам Думы, и, как мне кажется, открыло немало неожиданного для самих руководителей структурных подразделений и аппарата Администрации.

После семи заседаний нет еще полной ясности о вертикали исполнительной власти. Депутаты так пока и не поняли, как соподчиняются между собой отделы, комитеты и управления, почему иные комитеты и управления по штатной численности меньше отделов. Это отнюдь не праздный интерес: от должности зависят объем работы и ее оплата. Администрация пока никаких документов, заключений и соображений на этот счет не представила. А работу по структуре необходимо завершить до принятия бюджета, чтобы успеть заложить в него рационально необходимые средства.

Кстати, были у депутатов предложения о сокращении в отдельных случаях численности служащих для исключения дублирования в направлениях деятельности. Не так давно в Сызрани прошло сокращение почти семидесяти управленцев здравоохранения, а население даже не заметило этого. Значит, не так уж и нужны они были. В ряде случаев, наоборот, можно было бы подумать об увеличении штата, или, как говорилось, более рациональной подчиненности. После окончания думских каникул депутаты в обязательном порядке вернутся к этому вопросу. К тому времени, надеюсь, будут готовы необходимые заключения со стороны Администрации. Так что совместную работу над структурой исполнительной власти продолжим. В числе других неотложных вопросов местного самоуправления.

август 2006 г.                                                                                                 

 Материал подготовила
специалист Думы городского округа
Людмила МИШАНОВА

26 сентября 2006 г.
Дата изменения: 15 января 2009 г.