Администрация города Сызрань

Музей

Pravo.gov.ru

Выборы2018

Интервью с председателем Комитета по бюджету Думы городского округа Сызрань, депутатом В.С.БАЛАЧЕНКОВЫМ

«Наша задача – принять реальный

и сбалансированный бюджет»

Любой житель города может, не задумываясь, назвать основные проблемы развития Сызрани: состояние дорог, транспортное обслуживание, благоустройство территории, высокая аварийность инженерных коммуникаций, ветхое жилье, недостаточная обеспеченность местами в детских дошкольных учреждениях. Но далеко не каждый специалист сможет хотя бы приблизительно распределить на все эти нужды небогатый городской бюджет. Каждый год он принимается с дефицитом, и стало уже модным постоянно напоминать, как местный бюджет урезается в пользу центра. Взамен же муниципалитет получает полномочия.

Подразумевается, что право разумно решать, как использовать скудные средства, должно компенсировать их недостаток. Поэтому задолго до начала очередного бюджетного года местные власти начинают корректировать действия и расходы, чтобы не только довести корабль городского хозяйства до нового старта, но и решить задачи перспективного развития. Бюджетополучателям еще с весны напоминают о необходимости подумать над сметой расходов на следующий год. Которая, не исключено, будет значительно урезана в окончательном варианте. О том, почему и как это происходит, каким образом удается выполнять задачи социально-экономического развития города, сегодня рассказывает председатель Комитета по бюджету Думы городского округа, депутат В.С.БАЛАЧЕНКОВ.

-Виктор Степанович, в центральных СМИ прошли сообщения о том, что работа над бюджетом страны на 2007 год вступила в решающую стадию. А как обстоят дела с нашим городским бюджетом? Какую работу над ним проводит Комитет по бюджету Думы городского округа?

-Впервые за последние годы бюджет страны будет принят у нас раньше, чем обычно. Это объясняется еще и тем, что Минфин параллельно с проектом бюджета на 2007 год трудится над проектом трехлетнего плана, рассчитанного до 2009 года. У нас в городе работа над бюджетом не прекращается в течение всего отчетного периода. Именно по бюджетным вопросам за минувшее полугодие принято самое большое количество решений. Заседания комитета проходили дважды, а то и трижды в месяц. Я бы выделил две основные сферы деятельности депутатов. Это бюджетная и инвестиционная политика (принято 30 решений), правовое регулирование бюджетных вопросов (13 нормативно-правовых актов).

Очень внимательно Комитет по бюджету подходил к решению вопросов социальной политики. Так, для простых пенсионеров, не имеющих права на получение ежемесячной денежной выплаты по федеральному или областному законодательству в связи с монетизацией льгот, депутаты утвердили такие выплаты из городского бюджета. Это позволило нашим пенсионерам сохранить право на бесплатный проезд в муниципальном транспорте. Цена вопроса – более 22 млн. рублей. Расходы немалые, на эти средства можно было бы приобрести более десятка автобусов. Но и оставить людей без поддержки и заботы мы не имели права.

Все другие темы и поводы для заседаний нашего комитета тоже в конечном итоге направлены на социально-экономическое развитие города и улучшение жизни населения. У решений Комитета по бюджету может быть самая разная специфика. Ведь работа над бюджетом гораздо глубже, чем простое распределение денег.

В этом на собственном опыте убедились все городские бюджетополучатели. По рассмотрению итогов социально-экономического развития города и отчету об исполнении

бюджета за прошлый год, наш комитет провел семь заседаний. А все потому, что мы детально изучали, как были израсходованы средства, выделенные на те или иные сферы деятельности. Все основные городские службы подробно отчитывались по своим сметам расходов перед депутатами, чтобы иметь веские основания просить средства на будущее. Но и это еще не все. Контрольно-счетная палата проводила свою проверку и затем докладывала об итогах на заседаниях комитета. Хочу отметить, что нецелевого расходования средств не выявлено.

В этом году мы впервые применили практику публичных слушаний по бюджету. Это уже не только открытость, следование принципам демократии, но и контроль общественности, которая, согласно 131 ФЗ, тоже смотрит, с какой эффективностью расходуются средства налогоплательщиков. Ответственность за проведение слушаний полностью лежала на членах Комитета по бюджету. Вся сложность заключалась в том, что нигде до этого, ни в области, ни в стране, подобного опыта не было. Но я считаю, депутаты успешно справились с задачей. Публичные слушания прошли на должном уровне. Приглашенные на них руководители и специалисты были активны и во время заседаний, и после, когда депутаты попросили изложить свои замечания и предложения. Все они в настоящее время обобщены и направлены в администрацию города для использования при подготовке проекта бюджета на следующий год. В самое ближайшее время они найдут применение при верстке главного финансового документа города.

-Не секрет, что даже российские министры претендуют на увеличение расходов и обращаются с такими ходатайствами в правительство и Госдуму. А как обстоят дела с просителями у нас, в Сызрани? Ведь каждому руководителю хотелось бы получить максимальное финансирование на свою службу или учреждение…

-Наша общая и главная задача с исполнительной властью – принять реальный бюджет, который бы обеспечивал сбалансированное развитие всех отраслей городского хозяйства. У каждого в этом процессе своя роль. Бюджетополучатели представляют смету расходов на новый финансовый год в комитет по экономике и финансам администрации. Там верстают проект бюджета, который, согласно действующему законодательству, утверждается Думой городского округа. Вот почему в согласительную комиссию по бюджету входят на равных представители обеих ветвей власти.

Каждый бюджетополучатель, если он претендует на большее, на согласительной комиссии должен доказать необходимость увеличения финансирования. Для этого мало просто затребовать деньги и указать, на что они нужны. Если, допустим, необходим ремонт крыши, к заявке на средства должна быть приложена проектно-сметная документация. А мы уже совместно смотрим, как можно помочь. Варианты могут быть разные: перераспределение со статьи на статью, частичное финансирование с расчетом на профицит, участие в целевых программах. Кстати, когда речь идет о софинансировании, стараемся поддержать, ведь это привлечение дополнительных средств на нужды города.

-То есть, ваша задача не просто распределить средства, но, прежде всего, найти их, привлечь, пополнить бюджет?

-Именно так. Практика показывает, что межбюджетные отношения будут и впредь играть очень значительную роль в развитии территорий. Субъектам, которые сумеют добиться притока дополнительных доходов, не будут уменьшаться трансферты из вышестоящих бюджетов. Но и это – лишь один из путей пополнения городской казны. Я не случайно в самом начале упомянул нормотворческую деятельность членов Комитета по бюджету. В пределах своей компетенции мы провели большую работу по приведению правовой базы городского округа в соответствие с федеральным и областным законодательством. Вот лишь некоторые направления деятельности городского хозяйства,

которые были значительно активизированы, благодаря принятым Думой нормативно-правовым актам: организация торгов и конкурсов на размещение муниципального заказа, предоставление муниципальных гарантий, развитие территориального общественного самоуправления, налогообложение.

Любой из этих вопросов имеет свои особенности. Взять, например, только положение о земельном налоге на территории городского округа. Несведущий человек не подозревает, что городские земли подразделяются, как минимум, на пятнадцать зон: под многоэтажной застройкой, гаражами и автостоянками, объектами торговли, учреждениями и предприятиями, лесами и так далее. А депутатам необходимо точно знать, каких земель сколько, какие коэффициенты применяются при налогообложении. В некоторых случаях, как, например, с совхозом «Комсомолец», приходилось решать вопрос в индивидуальном порядке. Очень динамична программа приватизации муниципального имущества. В ней постоянно происходят изменения, которые не должны пройти мимо внимания членов комитета.

Все это деньги, может быть, небольшие, но городу не лишние. В этом году мы уже несколько раз рассматривали изменения и дополнения в бюджет на текущий год. За счет дополнительных налоговых доходов, в том числе и по земельному налогу, появилась возможность увеличить расходы в первом полугодии сначала на 4377 тысяч рублей. Деньги направлены на строительство дома для ветеранов, детского дома, социальной гостиницы для женщин, на ремонт муниципального жилья ветеранов войны, приобретение медикаментов для лаборатории, возмещение тарифов по баням.

Теперь, когда мы рассмотрели на комитете отчет об исполнении бюджета за первое полугодие, стали известны итоговые цифры. В бюджет города по собственным доходам поступило дополнительно 27 млн. рублей (план выполнен на 111%). Появились значительные дополнительные средства на нужды города и его жителей. Это значит, члены Комитета по бюджету вели в пределах своей компетенции правильную и выверенную налоговую политику. Думаю, она будет иметь положительный итог в плане социальной направленности городского бюджета.

-Скажите, Виктор Степанович, а как обстоят дела с таким социальным направлением работы депутатов как наказы избирателей? Может быть, это не вопрос Комитета по бюджету, но о наказах люди спрашивают всегда и всех депутатов.

-Это как раз наш вопрос, но до конца в правовом плане он в Сызрани пока не решен. Интересна практика работы по наказам избирателей в Тольятти, где на каждый округ в бюджете выделяется 4 млн. рублей – исключительно на выполнение наказов. Это не значит, что деньги получает депутат, и как хочет их расходует. Подразумевается, что средства зарезервированы именно на те нужды, что обозначены перед депутатами жителями округа. Работы планируются и выполняются параллельно с общегородским планом. Если не доходит очередь до благоустройства или ремонта по нему, у жителей есть надежда, что их просьбы могут быть выполнены по списку наказов. И главное, имеется финансовое подкрепление. У нас же денег не хватает ни на что. Наказы включены в общий план, но дойдет до них очередь или нет, ни один депутат сказать не может. А в глаза людям приходится смотреть каждый день.

-Впору самим депутатам выступать просителями…

-Выступаем, и будем выступать. Было бы просто отлично, если бы на выполнение наказов избирателей по нашим округам было закреплено хотя бы по миллиону. Да многие плановые работы коммунальщиков, переходящие из года в год, были бы уже сделаны под контролем самих избирателей. Думаю, при верстке бюджета на 2007 год, мы вернемся к этой теме. В работе над наказами кровно заинтересован каждый депутат. Значит, будем

продолжать добиваться средств на их выполнение. Опыт сотрудничества между комитетами у нас есть. Многие вопросы рассматривались сообща, и решения принимались совместно. Строка о наказах избирателей не чужда реальному бюджету. Люди только спасибо скажут.

Если посмотреть, у нас львиная доля бюджета, почти его половина, уходит на нужды коммунального хозяйства. И именно на коммуналку у людей больше всего нареканий и жалоб, начиная с дорог и освещения. Мы видим свою цель в том, чтобы сделать жизнь горожан хотя бы немного, но более комфортной. Отдаем себе отчет в том, что проблем очень много, самых разных. И работать над ними надо не наскоком, методом латания дыр, а планомерно. Вот почему мы сегодня говорим бюджетополучателям, что ждем от них четких заявок на конкретные и последовательные работы. Чтобы городской бюджет был реальным, детально сбалансированным и направленным в перспективе на улучшение жизни сызранцев.

-А какое отражение в планах вашего комитета находят национальные проекты?

-Самое непосредственное. Это ведь не какие-то совершенно новые направления деятельности. Это те вопросы, которыми мы вплотную занимались и раньше. Например, ремонт роддома, подготовка школ к новому учебному году, проблема с детскими садами. Любой житель города в курсе, что мы занимались этим постоянно. Со времени, когда здравоохранение, образование и жилищное строительство были объявлены национальными проектами, более четко обозначились перспективы, то положение вещей, к которому мы все должны прийти. Значит, на своих заседаниях нам предстоит тщательнее анализировать положение дел в этих сферах и оперативнее реагировать на любые изменения, возникающие в ходе реализации проектов. Это задача всех комитетов Думы. Да и население уже проявило большую заинтересованность и активность в контроле за работой.

Материал подготовила
специалист информационного отдела
Думы городского округа Сызрань
Людмила МИШАНОВА

26 сентября 2006 г.
Дата изменения: 15 января 2009 г.